пятница, 25 декабря 2015 г.

Стихи сердцем

Начали мы с Яркко учить стихи наизусть, что называется by heart - сердцем. Раньше он и сам прекрасно запоминал понравившиеся стихи. Мог рассказать наизусть "Воспаление хитрости" А.А. Милна и "Королевскую считалку". Знал и Чуковского, и Маршака. А всё потому, что мы их читали и перечитывали много раз подряд. Сейчас же, в пять лет, он уже не просит перечитывать часто. И не запоминает наизусть. И вот я подумала - а почему бы не попробовать стихи поучить? Во-первых, это формирует вкус и тренирует память. Во-вторых, Яр сможет обогатить свой словарный запас, причем именно теми необычными словами, которые он не услышит в мультиках, фильмах и обыденной речи. И мы стали учить. Я сразу заметила, какие слова он не понимает, какие обороты трудны. Мы обсуждали и разъясняли сложные моменты. Пришлось рассказать и о грамматике немного доступным языком и об устаревших словах, и о синонимах. В общем, интересная лингвистическая игра получилась. Начали мы со стихотворения Агнии Барто "Дело было в январе". У меня в детстве было слишком много Барто, поэтому с Яром мы её практически не читали. Но это стихотворение очень понравилось нам обоим. Выучили легко и с удовольствием. Теперь рассказывает его сестре постоянно, бабушке. Новогодняя тема к месту пришлась. Сложности вызвала инверсия - обратный порядок слов "думал он, что на горе" вместо "он думал". И в других стихах Яр на инверсии часто спотыкается. Часто разбавляет бессоюзные предложения союзами. Объясняю, что такое рифма, размер. Как важно их сохранить. Поговорили об интонации.

Дело было в январе,
Стояла ёлка на горе,
А возле этой ёлки
Бродили злые волки.

Вот как-то раз,
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.

Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперёд
И прыгнули на ёлку.
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на ёлке и молчат.
Обманули волка.

Дело было в январе, —
Думал он, что на горе
Украшенная ёлка.

Следующее стихотворение, которое мы выучили - "Три лисички" А.А. Милна. Оно достаточно длинное, поэтому мы разбили его на части и учили в несколько приемов. "Охотятся на речке и рыбачат на опушке", конечно, вызвало у ребёнка когнитивный диссонанс. Но потом привык, понял шутку. Выражение "честь имею", пожалуй, встретилось ему впервые в жизни.

Честь имею вам представить трёх лисичек из лесочка.
Hи одной у них рубашки, ни единого чулочка,
Только есть у них коробка, а в коробке три платочка,
Hосовые три платочка.
Вот и всё. Hа этом точка!

Hи одной у них подушки, ни одной у них кроватки,
Hо зато они с мышами поутру играют в прятки,
Через лес они несутся, и у них сверкают пятки -
Эти игры у лисичек вместо утренней зарядки.

В магазин совсем не ходят три весёлые подружки,
А охотятся (на речке) и рыбачат (на опушке),
И однажды на охоте им попались три лягушки.
И однажды на рыбалке им попались три кукушки, 

Вот пошли они на праздник, получили там награду:
Три котлетки, три конфетки, триста плиток шоколаду.
Hа слоне они катались и смеялись до упаду,
После сели на качели и качались до упаду!

Вот и всё, что мне известно про лисичек из лесочка, 
У которых ни кроватки, ни рубашки, ни чулочка,
У которых есть коробка, а в коробке три платочка,
Hосовые три платочка. Сказка вся. Hа этом точка.


Пожалуй, это наше любимое стихотворение сейчас. К Новому Году выучили "Живи, ёлочка" Ирины Токмаковой.

Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.


Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая. Кому? Никому!
Просто — ветру, метели,
Такой же красивой неспиленной ели!


Оказалось, что ребенок понятия не имеет, что такое хвоя. И выговаривать это новое слово было сначала трудно. Но потом научился. Все деепричастные обороты тоже вызывают удивление. Объяснила, как на уроке русского, что они отвечают на вопрос "что делая".

Последнее стихотворение, которое мы выучили, было непривычным для современного - не только детского - уха. Саша Чёрный. Непривычное потому, что все родственники удивились, услышав из уст ребенка это стихотворение.


Зеленая елка, где твой дом?

— На опушке леса, над тихим холмом.

Зеленая елка, как ты жила?

— Летом зеленела, а зимой спала.

Зеленая елка, кто тебя срубил?

— Маленький, старенький дедушка Памфил.

Зеленая елка, а где он теперь?

— Курит дома трубку и смотрит на дверь.

Зеленая елка, скажи — отчего?

— У него, у дедушки, нету никого.

Зеленая елка, а где его дом?

— На каждой улице, за любым углом…

Зеленая елка, а как его позвать?

— Спросите-ка бабушку, бабушку и мать…


В этом стихотворении нет никаких сложных слов или оборотов, всё понятно. Но немного грустный философский лад делает его непохожим на обычные рождественские стихи. На то он и Чёрный.


В планах продолжать учить поэзию. Это в удовольствие нам обоим. Даже Алисе нравится слушать, как Яр ей читает. Раннее развитие в интересной форме.



Комментариев нет:

Отправить комментарий